Детский церебральный паралич: причины, виды и стадии
Сначала расскажем о том, как было впервые выявлено это ужасное заболевание у детей.
Врачи единодушны в том, что детский церебральный паралич (ДЦП) является неизлечимым заболеванием, однако это не означает, что жизнь с ним невозможна. Специалисты подчеркивают, что ранняя диагностика и комплексная реабилитация могут значительно улучшить качество жизни пациентов. Физиотерапия, логопедия и психологическая поддержка помогают детям развивать необходимые навыки и адаптироваться к окружающему миру. Врачи отмечают, что каждый случай индивидуален, и успех лечения зависит от множества факторов, включая поддержку семьи и доступ к современным методам терапии. Таким образом, несмотря на диагноз, многие дети с ДЦП могут вести активную и полноценную жизнь, достигая значительных успехов в обучении и социализации.
История открытия болезни
В 1830 году британский хирург Джон Литтл впервые описал позотонические рефлексы, проявляющиеся в виде спастического паралича и паралича ног у новорожденных, которые появились на свет с асфиксией (кислородным голоданием). Это состояние часто наблюдается при родовых травмах, например, когда пуповина сжимает шею плода, что может привести к удушению. Ученый пришел к выводу, что причиной этих нарушений является повреждение центральной нервной системы, в частности спинного мозга новорожденного.
Термин «церебральный паралич» был введен в научный оборот канадским врачом Ослером.
Полное название патологии «детский церебральный паралич», которое используется в настоящее время, было предложено известным психологом и неврологом, немецким доктором Зигмундом Фрейдом. В 1893 году он установил связь между нарушениями развития мозга плода и возникновением параличей, а также другими симптомами, связанными с ДЦП.
Фрейд также разработал классификацию ДЦП, которая, с некоторыми изменениями (например, исключением параплегической ригидности и заменой некоторых терминов), применяется и в наши дни.
Что же вызывает это заболевание?
Аспект жизни | Вызовы при ДЦП | Стратегии адаптации и улучшения качества жизни |
---|---|---|
Физическое развитие | Ограниченная подвижность, спастичность, нарушение координации, боли | Физиотерапия, ЛФК, массаж, ортезы, вспомогательные средства передвижения, регулярные упражнения, плавание |
Образование и карьера | Трудности с письмом, речью, концентрацией, доступностью учебных заведений и рабочих мест | Индивидуальные образовательные программы, ассистивные технологии, дистанционное обучение, профориентация, адаптация рабочего места, поддержка работодателей |
Социализация и общение | Стигматизация, трудности в установлении контактов, ограниченные возможности для участия в социальной жизни | Группы поддержки, инклюзивные мероприятия, развитие коммуникативных навыков, участие в волонтерских проектах, онлайн-сообщества, психотерапия |
Психологическое благополучие | Депрессия, тревожность, низкая самооценка, фрустрация, чувство изоляции | Психологическая поддержка, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, медитация, развитие хобби, поиск смысла жизни, принятие себя |
Самообслуживание и быт | Трудности с одеванием, приемом пищи, гигиеной, передвижением по дому | Адаптация жилого пространства (пандусы, поручни), специальные приспособления для быта, помощь ассистентов, обучение навыкам самообслуживания |
Доступность и инклюзия | Недоступность городской среды, общественного транспорта, учреждений | Адвокация прав людей с инвалидностью, участие в общественных движениях, информирование общества, использование доступных маршрутов и транспорта |
Здоровье и медицина | Сопутствующие заболевания, необходимость регулярного медицинского наблюдения, доступ к специализированной помощи | Регулярные визиты к врачам, соблюдение рекомендаций, поиск квалифицированных специалистов, информирование о своих потребностях, ведение дневника здоровья |
Причины ДЦП
Основной фактор, вызывающий церебральный паралич, заключается в патологических изменениях, которые происходят в коре, подкорковых структурах, стволе и капсулах головного мозга. Наследственные факторы могут оказывать влияние лишь в 10-15% всех случаев заболевания.
К этим патологиям могут привести следующие причины:
- недоношенность ребенка;
- травмы, полученные во время родов;
- нарушения развития плода в утробе;
- гипоксия и ишемические процессы в головном мозге;
- инфекции, передающиеся от матери к плоду;
- несовместимость резус-факторов крови матери и ребенка;
- инфекционные и токсические повреждения головного мозга;
- наследственная умственная отсталость и другие факторы.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это диагноз, который может звучать как приговор, но многие люди с этим состоянием находят способы жить полноценной жизнью. Сложности, связанные с ДЦП, могут быть значительными, однако современные методы реабилитации и поддержка со стороны семьи и общества открывают новые горизонты. Люди с ДЦП делятся историями о том, как они преодолевают трудности, достигают поставленных целей и находят радость в мелочах. Специалисты подчеркивают важность индивидуального подхода к каждому пациенту, что позволяет развивать их сильные стороны и адаптироваться к окружающему миру. Поддержка друзей, близких и профессионалов помогает не только справляться с физическими ограничениями, но и формировать уверенность в себе. Жизнь с ДЦП — это не только борьба, но и возможность расти, развиваться и вдохновлять других.
Виды ДЦП
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) детский церебральный паралич относится к категории заболеваний центральной нервной системы и обозначается кодом G80.
Спастический церебральный паралич
Синдром церебрального паралича (СЦП) может проявляться в трех основных формах:
Спастическая тетраплегия (G 80.0)
- Это состояние характеризуется двусторонней гемиплегией, при которой затрагиваются обе руки или обе ноги, причем наиболее выражены симптомы в нижних конечностях.
- Распространенность составляет около 2%.
- Причины:
- некроз нейронов;
- поражение белого вещества головного мозга, преимущественно в области мозговых желудочков.
- Симптоматика:
- псевдобульбарный синдром (ПБС): триада симптомов — нарушения речи (дизартрия), потеря голоса (дисфония), затруднения при глотании (дисфагия);
- квадриплегия (нарушение функций обеих рук и ног);
- расстройства зрения (в основном, косоглазие), речевые и когнитивные нарушения;
- эпилепсия (в 50% случаев);
- контрактуры и выраженные деформации конечностей и туловища.
- Возможность социальной адаптации и самостоятельного ухода: отсутствует.
Спастическая диплегия или болезнь Литтла (G 80.1)
- Это форма тетрапареза, при которой симптомы наиболее выражены в ногах.
- Частота встречаемости: 40%.
- Причины:
- недоношенность;
- перивентрикулярный лейковариоз (поражение белого вещества) — чаще всего в задних отделах;
- повреждение корково-ядерных путей.
- Симптоматика:
- ПБС;
- замедленное развитие речи и психики (при относительно сохранном интеллекте);
- часто наблюдаются косоглазие и нарушения слуха;
- значительные (по сравнению с гемипарезом) ограничения в движениях.
- Возможность адаптации: наиболее благоприятная среди всех форм ДЦП.
Гемиплегия (G 80.2)
- Это одностороннее спастическое поражение, чаще всего затрагивающее руку. В основном страдают доношенные новорожденные.
- Причины:
- геморрагический инфаркт головного мозга в области желудочков (перивентрикулярный инфаркт);
- ишемический или геморрагический инфаркт в одном из полушарий.
- Симптоматика:
- характерная походка с признаками циркумдукции (нога описывает круг при движении);
- задержка речевого и психического развития;
- преобладание интеллектуальных расстройств — двигательные функции затрагиваются в меньшей степени;
- возможны эпилептические припадки.
- Возможность социальной адаптации — низкая.
Дискинетический церебральный паралич (G 80.3)
Дискинезия характеризуется хаотичными и неконтролируемыми движениями.
- Причины:
- повреждение эритроцитов (гемолитическая болезнь) у новорожденных;
- нарушения в экстрапирамидных системах головного мозга и слуховом анализаторе.
- Симптомы:
- врожденная желтуха;
- гиперкинезы, проявляющиеся в виде атетоза (медленные тонические судороги в конечностях, туловище и лицевой области), хореастоза (сочетание быстрых беспорядочных движений с медленными судорогами), торсионной дистонии (непроизвольные спазмы в мышцах, включая антагонисты);
- увеличение мышечного тонуса, сопровождающееся параличами и парезами;
- дизартрия;
- в большинстве случаев интеллект остается на нормальном уровне.
- Способность к социальной адаптации: в пределах нормы.
Атаксическая форма ДЦП (G 80.4)
В отличие от спастической формы детского церебрального паралича, эта разновидность заболевания проявляется мышечной слабостью и пониженным тонусом мышц. При этом сухожильные и периостальные рефлексы, напротив, становятся более выраженными.
- Причины: повреждение лобных долей головного мозга, мозжечка и его путей.
- Симптомы:
- мышечная атаксия;
- асинергия — нарушение координации движений, что проявляется в неспособности сохранять равновесие при изменении положения туловища (например, при наклоне назад у пациента не происходит сгибания коленей, и он падает в сторону наклона), а также в невозможности фиксировать конечности (больной, садясь на кровать, не может встать с нее, опираясь ногами о пол) и так далее.
Смешанные формы (G 80.8)
Наиболее распространенные сочетания диагнозов включают:
- спастический ДЦП в сочетании с дискинезией;
- спастичность, сопровождающаяся гемиплегией.
Кроме того, имеется неуточненная форма ДЦП, обозначаемая как G 80.9.
Стадийность ДЦП
Существует три этапа детского церебрального паралича:
- ранняя стадия — у младенцев в возрасте 4-5 месяцев;
- начальная (резидуальная) стадия — от полугода до трех лет;
- поздняя стадия — начиная с трех лет.
Детский церебральный паралич может быть выявлен и у взрослых, так как это заболевание сохраняется на протяжении всей жизни.
Диагностика детского церебрального паралича
Раннее выявление церебрального паралича у детей значительно увеличивает шансы на успешное лечение. К сожалению, двигательные нарушения часто становятся заметными не на самой ранней стадии, а лишь на начальном этапе.
Важно отметить, что не каждый случай паралича у ребенка является церебральным параличом: диагноз ДЦП подтверждается лишь в одной трети случаев.
Наилучшим методом диагностики считается томография. МРТ или КТ позволяют выявить:
- атрофию корковых и подкорковых структур мозга;
- снижение плотности или разжижение белого вещества;
- псевдоэнцефалопатию.
В двух третях случаев вместо ДЦП устанавливаются другие заболевания, такие как:
- черепно-мозговая травма;
- инсульт;
- ишемия спинного мозга;
- наследственные параличи и парезы;
- спинальная амиотрофия Вердинга — Гофмана;
- аутизм;
- синдром Джакомини и другие болезни.
Лечение детского церебрального паралича
В лечебный план, помимо фармакотерапии при ДЦП, включаются мероприятия, направленные на создание условий для повышения качества жизни ребенка, развитие его речевых умений, сенсорно-моторных навыков и социальной интеграции в обществе.
Медикаментозное лечение при ДЦП
Лечение направлено на облегчение мышечных спазмов и снижение тонуса. Для этого могут быть назначены:
- спазмолитические средства, которые иногда используются в виде постоянных лекарственных форм, имплантируемых под кожу: баклофен, толперизон и другие;
- ботулотоксины (ботокс, ксеомин).
Если у пациента с ДЦП наблюдается эпилепсия, то в таком случае назначаются противосудорожные препараты.
Лечение церебрального паралича с использованием ноотропных средств (таких как церебролизин, глицин, актовегин, кортексин и др.), а также лекарств, улучшающих кровообращение и обмен веществ, антиоксидантов, гомеопатических препаратов и стволовых клеток, в международных научных кругах в настоящее время считается недостаточно обоснованным.
Применение препаратов циннаризин и кавинтон для лечения церебрального паралича у детей противопоказано.
Немедикаментозное лечение ДЦП
Для борьбы со спазмами и тоническими судорогами используются лечебная физкультура и массаж.
ЛФК при ДЦП
- Лечебная физкультура осуществляется на регулярной основе;
- интенсивность упражнений и нагрузок увеличивается постепенно;
- выбираются упражнения для растяжки, снятия спазмов и тонических судорог, а также для взаимодействия различных мышечных групп и повышения выносливости;
- проводится обучение правильной технике ходьбы;
- нежелательные движения ограничиваются с помощью специальных устройств.
Другой важной задачей является создание условий для того, чтобы ребенок мог свободно передвигаться, развиваться и поддерживать личную гигиену, для чего применяются технические средства реабилитации (ТСР).
ТСР при ДЦП
К техническим средствам реабилитации (ТСР) относятся:
- Ходунки. Они предназначены для поддержания равновесия. Специальный механизм с колесами на задней части предотвращает возможность отката назад и переворота.
- Инвалидные кресла различных типов и назначения: для дома, прогулочные, механические и кресла с электроприводом. Некоторые модели оснащены столиками.
- Вертикализаторы. Эти устройства фиксируют ноги, колени, бедра и поясницу, что помогает ребенку сохранять вертикальное положение и наклоняться вперед. Часто к вертикализатору прилагается столик.
- Параподиумы — это система ортезов и лангетов, которые используются при атаксическом церебральном параличе.
- Нагрузочные костюмы таких брендов, как Адели, Атлант и Грависта, применяются в процессе лечебной физкультуры.
- Специальная мебель: стулья с абдуктором, ремнями для безопасности и регулируемые столы.
- Тренажеры (для ходьбы, беговые, велотренажеры и стабилометрические платформы).
- Трехколесный велосипед: имеет возможность внешнего управления педалями и ручку для толкания сзади; руль не связан с колесами и оснащен фиксаторами для ног и манжетами для кистей.
- Гигиенические приспособления: сиденье для ванной и туалетное кресло.
Хирургическое лечение ДЦП
Существует несколько подходов к оперативному лечению детского церебрального паралича:
- пластические вмешательства на мышцах и сухожилиях;
- коррекционная остеотомия;
- артродез;
- устранение контрактуры через иссечение мышцы или с использованием дистракционных аппаратов для вытяжения.
Что касается нейрохирургических операций, то к ним относятся:
- эпидуральная нейростимуляция;
- резекция нерва;
- ризотомия;
- операции в подкорковых структурах головного мозга.
Другие методы лечения
В терапии детского церебрального паралича применяются современные подходы:
- Войт-терапия (рефлекторная локомоторная терапия, основанная на активации двигательных рефлексов).
- Пет-терапия (лечение с использованием домашних животных).
Пациентам с ДЦП рекомендуется проходить санаторно-курортное лечение каждый год.
Педагогические занятия с ребенком, больным ДЦП
Регулярные занятия с логопедом и психологом являются важной частью развития ребенка. Логопед фокусируется на артикуляции, а психолог помогает развивать коммуникативные навыки, адаптацию в обществе и правильное социальное поведение.
Кроме того, детей обучают различным манипуляциям, таким как правильное держание ручки, ложки, ножниц и других предметов, а также навыкам самообслуживания.
Инвалидность при ДЦП
Инвалидность (1 — 3 группа) при детском церебральном параличе назначается с 18 лет, а до этого периода используется категория «ребенок-инвалид».
Основой для определения этих категорий служит медико-социологическая экспертиза (МСЭ), которая осуществляется по бальной системе. При этом принимаются во внимание следующие параметры:
- клиническая форма ДЦП;
- степень и характер выявленных нарушений;
- ограничения в движении, способности удерживать предметы, а также опорные и двигательные функции в одной или обеих конечностях;
- речевые нарушения;
- уровни психических расстройств (от легкой когнитивной недостаточности до глубокой умственной отсталости) с дизартрией или без нее;
- наличие эпилепсии и ПБС;
- целенаправленность действий;
- потенциальные способности и их соответствие возрасту;
- наличие факторов, препятствующих развитию.
Категория «инвалид» присваивается ребенку, если у него есть ограничения хотя бы по одному из указанных критериев и установлена одна из трех степеней этого ограничения.
В случае, если у ребенка диагностирована тяжелая умственная отсталость, ему либо сразу присваивается категория «ребенок — инвалид», либо это происходит не позднее чем через два года.
Если в течение четырех лет после первичного освидетельствования ребенок признан инвалидом и в результате лечебных и реабилитационных мероприятий степень ограничений не удалось снизить, то устанавливается бессрочная инвалидность (без необходимости повторного освидетельствования) еще до достижения ребенком 18 лет.
Прогноз и уровень жизни при ДЦП
Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, так как изменения в мозговых структурах, вызванные им, являются необратимыми. Тем не менее, общее состояние ребенка с ДЦП остается стабильным, поскольку болезнь не имеет тенденции к прогрессированию.
С помощью физической и медикаментозной терапии, образовательных занятий, применения технических средств реабилитации, а также при нормальном умственном развитии, ребенок может вести полноценную жизнь в обществе. Главное — научиться адаптироваться к этому сложному диагнозу.
Вопрос-ответ
Можно ли жить полноценно с ДЦП?
ДЦП – неизлечимый диагноз. Но с ним можно жить. Есть много методик, которые позволяют ребенку развиваться физически и интеллектуально. Детям с ДЦП необходима постоянная поддерживающая терапия.
Какова жизнь человека с церебральным параличом?
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это пожизненное физическое нарушение. ДЦП может повлиять на осанку, равновесие и способность человека двигаться, общаться, есть, спать и учиться. Части тела, поражаемые ДЦП, степень тяжести и сочетание симптомов могут различаться у каждого человека.
Можно ли научиться ходить с ДЦП?
Все дети с ДЦП не могут ходить. В зависимости от степени и характеристик поражения дети с ДЦП могут научиться ходить с помощью реабилитации, физической терапии и других методов поддержки.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите доступные методы реабилитации. Существует множество программ и техник, которые могут помочь улучшить физические и когнитивные навыки. Консультируйтесь с врачами и специалистами, чтобы подобрать наиболее подходящие для вас методы.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Общение с людьми, которые понимают вашу ситуацию, может значительно улучшить качество жизни. Присоединяйтесь к группам поддержки или сообществам, где вы сможете обмениваться опытом и получать моральную поддержку.
СОВЕТ №3
Ставьте реалистичные цели. Определите, что именно вы хотите достичь, и разбейте эти цели на небольшие, достижимые шаги. Это поможет вам сохранять мотивацию и видеть прогресс в своем развитии.
СОВЕТ №4
Не забывайте о психическом здоровье. Психологическая поддержка и занятия, которые приносят радость, играют важную роль в общем благополучии. Рассмотрите возможность работы с психологом или участия в творческих хобби, чтобы снизить уровень стресса и повысить качество жизни.